Стажировка «Международная логистика»

Стажировка «Международная логистика»

«Есть в этом что-то волшебное: уезжаешь одним человеком,
а возвращаешься совершенно другим»

Кейт Дуглас Уигген

У студентов 4 курса бакалавриата завершился курс «Международная логистика», который в этом году проходил в очень необычном формате – включенного обучения. В соответствии с философией ВШБ МГУ action-reflection-learning, студенты изучали международные логистические операции на своем опыте, во время учебной поездки в Японию.

В течение одной недели 23 студента ВШБ МГУ посетили четыре японских города: Осака, Киото, Нагоя и Токио, испытывая на себе все виды транспорта: самолеты, автобусы, электрички, метро,  скоростные поезда и такси. В общей сложности за неделю стажировки каждый участник преодолел 21 тысячу километров на транспорте и нагулял в среднем 105 км пешком. Успели пожить в трех гостиницах, включая гостиницу, которая полностью автоматизирована и работает без персонала. Посетили завод компании Тойота, Парламент Японии, Токийскую биржу, четыре семинара-лекции с японскими профессорами, несчетное количество буддистских и синтоистских храмов и музеев.

Сквозными кейсами, изучавшимися студентами во время стажировки, стали кейсы компании «7-Eleven» (ведущая японская сеть розничной торговли) и транспортной компании «Yamato» (ведущая японская транспортная и логистическая компания).

Из отзывов студентов:

«Японская логистика — это удивительная система, настроенная максимально эффективно. И столкнулся с этой системой я уже непосредственно в Московском аэропорту. На российских и многих других авиалиниях посадка на рейс начинается всегда за 40 минут, когда выстраивается очередь, и она постепенно заходит в самолет. И это не про трансконтинентальные рейсы. Тут же, несмотря на огромный самолет, который впоследствии был полностью забит людьми, посадка началась за 20 минут, и крайне предусмотрительные японцы максимально эффективно запустили людей за какие-то минут 10, распределив заход в зависимости от ряда. Удивлять японская эффективность в логистика продолжила сразу по прилету: все пункты, где могут возникать какие-то очереди, а именно паспортный контроль, контрольно-пропускные пункты и так далее, настроены таким образом, чтобы не скапливалось большое количество людей и никто не стоял в очереди слишком долго. Далее мы опробовали опыт сервиса по отправлению багажа. Пока мы ехали на супер-пунктуальном автобусе из одного аэропорта в другой наши чемоданы отправили в гостиницу в Токио, куда они добрались в целости и сохранности [прим. Hands-free travel – отправка багажа в пункт назначения или в аэропорт отдельно от пассажира – очень популярная в Японии услуга].

В течение всей поездки нам представилась возможность попутешествовать на каждом виде общественного транспорта. И везде можно выделить некоторые особенности: всё всегда вовремя, задержки по сути отсутствуют, потоки людей организованы эффективно, и несмотря на огромные толпы, визуально большие очереди исчезают за считанные минуты. Также хотелось бы выделить один интересный факт, связанный с перемещением потоков людей и культурными особенностями японцев: в Токио огромная плотность населения и невероятно количество людей на улицах и в метро, но самое удивительное — это их уважение к личному пространству. За всю поездку никто ни разу не задел плечом, не наступил на ноги и т.д., что является обычным явлением в Московском метро».

Грачиков Глеб

 

«Международная логистика представляет собой планирование, организацию, контроль и управление движением материальных, финансовых или информационных потоков, пересекающих национальные границы. Для того чтобы лучше разобраться в принципах работы международной логистики, необходимо не только с головой окунуться в этот процесс, но и стать частью его.

Нашу поездку в страну восходящего солнца можно рассматривать, как наглядный пример работы международной системы транспортировки и доставки товаров, где в качестве транспортируемого груза выступает наша группа. Принцип организации нашей поездки в Японию в точности совпадает с принципом построения логистической системы, и требует умения планировать, организовывать, а также управлять движением материальных, денежных и информационных потоков. Общая длительность нашей транспортировки из России в Японию с последующим возвратом на родину составила 8 дней. За этот временной интервал мы преодолели огромный путь».

Бурмакин Илья

 

«Сейчас Япония представляет собой огромные транспортные узлы, которые соединяют между собой большинство небольших островов, принадлежащих Японии. Во время стажировки мы смогли опробовать все виды общественного транспорта: метро, автобусы, электропоезда городского и пригородного следования, такси, авиатранспорт и оказаться в эпицентре логистической системы страны восходящего солнца.

Неотъемлемой частью логистики является четкое выполнение обязанностей. Каждый сотрудник знает свои должностные обязанности и порядок их выполнения. И он никогда не нарушит его. С данным феноменом мы столкнулись в самом начале нашей стажировки, когда мы ехали из одного аэропорта в другой на автобусе. Для того, чтобы посадить пассажира в автобус, билетер должен провести все необходимые процедуры: принять и описать багаж, дать билет на багаж и место, оторвать корешок билетов и только потом он впустит вас в автобус. Даже после завершения поездки билетер продолжит выполнять свои обязанности, а именно, попросит ваш билет на багаж и вручит его вам. Такое отношение к своей работе и к клиенту очень отличается от России. Более того, ответственность проявляется и в расписании всех поездов. Особенно удивительно то, что поезда в метрополитене тоже ходят по расписанию и никогда не опаздывают. Японцы сами говорят, что на работу и с нее ездят на одном и том же поезде в одно и тоже время.

Отличительной чертой японской логистической системы являются транспортные узлы железнодорожного транспорта. Чтобы сделать пересадку с электропоезда на метро, не нужно идти по улицы километры. Все располагается под землей. Можно с уверенностью сказать, что под землей можно жить. Япония стремиться в глубь, многие торговые центры располагаются под землей. Более того пересадочные узлы располагаются таким образом, что захватывают кафетерии и магазинчики. При желании можно не выходить из метро и весь день там провести».

Карпенкова Полина

 

«Япония является неординарной для европейца страной не только в сферах культуры и быта, но и в сфере логистики, которая совершенствовалась параллельно с развитием инфраструктуры и технологий, а также отражает специфичность жизни в Японии. Скорее всего это связано с тем ,что долгое время страна была закрытой для всех иностранцев. За это время в Японии сложились определенные правила, традиции и модель поведения людей.

В первую очередь, особенность логистики Японии обусловлена географическим положением. В страну входит 6852 острова, большая часть которых образует Японский архипелаг. На четырёх крупнейших островах расположена основная часть населения. При этом порядка 2/3 территории покрыта возвышенностями и низкими и средневысотными горами, а существующие большие равнины полностью заселены. Получается, что для строительства таких важнейших логистических точек как аэропорты, вокзалы, склады и другое не хватает места, поэтому японцы используют технологии и строят их на искусственных островах или в море».

Гиенко Арина

 

«Токийский метрополитен – третий по величине в мире. 30 линий и 224 станции находятся в эксплуатации данной системы метро. Также стоит отметить уровень крайнего удобства, ведь используя линии японского метро, вы можете пересаживаться с одной линии метро на другую или от линий метро до пригородных поездов.

Железнодорожный транспорт – основное средство перевозки пассажиров в японской логистике. Железнодорожные пути обеспечивают массовость и быстрое перемещение между основными городами как для пригородных пассажиров, так и жителей мегаполисов.

Пять станций железнодорожной системы Токио (Shinjuku, Ikebukuro, Shibuya, Umeda, Yokohama) обслуживают около двух миллионов пассажиров в день, что делает Японию нацией, использующей железные дороги больше всего на душу населения.

Расписание электричек довольно масштабное и электропоезда ходят в среднем каждые 5-10 минут. На схемах пригородной зоны все линии имеют строго фиксированные цвета, а поезда окрашиваются в соответствии с цветом линии. Это значительно облегчает навигацию и ориентацию в железнодорожном пространстве».

Иванова Яна

 

«На следующий день, проснувшись в шесть утра мы отправились на завод Тойоты в одноименном городе Тойота. На заводе в день производится более 1000 автомобилей, а на создание одного уходит всего 22 часа. Когда я попал на завод, я сразу вспомнил предмет первого года обучение – основы менеджмента. Там нам как раз рассказывали про то как Тойота стала выдающейся автомобильной компанией. Работа на конвейере настолько отлажена, что ни о каких потерях производства не идет и речи».

Бородин Максим

 

«Хотелось бы отметить, что у японцев все четко, ясно и просто. Если вы прилетаете в страну по делам или планируете дальнейшие небольшие остановки в других городах, для чего вам не потребуется большой чемодан, то его без проблем можно отправить с помощь логистической компанией в любое место где вам будет удобнее получить свои вещи. Все оформляется быстро и легко, а главное в назначенную дату ваш чемодан будет ждать вас на месте, которое вами было указано. Данная функция вызывает восхищение особенно тогда, когда ты вспоминаешь в своей стране почту России, которая не только может задержать отправку, но еще и потерять товар».

Ирченко Софья

 

«Если попытаться оценить поездку по стобалльной системе, как любят делать у нас в школе, то тут все двести! Это определенно был лучший из существующих курсов. Помимо знаний и впечатлений эта поездка очень сблизила нас всех. Уверен, тот заряд, который аккумулировался во мне целых 8 дней не иссякнет еще очень долго.

Очень благодарен ВШБ МГУ за предоставленную возможность познакомиться с культурой уже близкой нам страны не отрываясь от учебного процесса. Это был бесценный опыт, который я намерен транслировать на окружающих меня людей».

Абдуллин Владислав

 

От лица всех участников курса хотели бы выразить благодарность всем причастным, кто помогал организовывать и участвовал в программе стажировки:

  • Тимофею Петрову, нашему выпускнику, за то, что нашел возможность и время встретиться с нами на Тойоте и рассказать о своем взгляде на страну, людей, и, конечно же, о производственной системе Тойоты.
  • Профессору Акио Кавато, за понимание, за мудрость и за опыт, которыми он поделился со студентами.
  • Профессору Петру Подалко из университета Аояма за семинар на тему «А как вообще Япония и японцы дошли до всего этого».
  • Стажеру ВШБ МГУ и студенту университета Васеда Юта-сан, который удаленно подстраховывал нас в течение всей поездки и помогал решать форс-мажорные ситуации, за невероятную доброжелательность и за неожиданный бонус в виде зажигательной экскурсии в музей самураев!
  • Школе бизнеса университета Аояма, в которой нас с радушием принимали и делали все возможное, чтобы нам было хорошо.
  • Отделу по сотрудничеству с образовательными учреждениями Токийской биржи.

Авиакомпании JAL – все коммуникации с их русским и токийскими офисами были безупречны, а путешествие с ними – по настоящему незабываемым.