Открытие в ВШБ МГУ первой в России программы МВА производственного направления «МВА — Производственные системы»

Март 2005 года
image
В марте 2005 года — открытие в ВШБ первой в России программы МВА производственного направления «МВА-Производственные системы», нацеленной на руководителей среднего звена российских производственных предприятий.

Декан ВШБ МГУ Олег Виханский так комментирует старт программы. В Высшей школе бизнеса МГУ рассматривались анкеты 60 претендентов, поступившие из ряда российских компаний. В учебную группу были отобраны 24 лучших претендента.

По словам декана, отбирали обладателей наивысшего потенциала – чтобы максимизировать эффект обучения. Это важно, так как «Кайзен» очень сложная японская управленческая система, дает впечатляющий эффект на производстве, только если ее грамотно применять.

По словам Виханского, система «Кайзен» устраняет недостатки в любом производстве. Однако «идет» не сразу и не всегда просто: японская технология вступает в конфликт с отечественными традициями. Простой пример: чистота на работе. «Когда на наши предприятия приходят японцы, им просто непонятно, как можно работать в такой грязи и неразберихе! – говорит декан. – А нашим производственникам зачастую даже не приходит в голову, что работать в чистоте намного удобнее, все получается лучше и быстрее».

Инициатором создания новой программы МВА выступил бизнесмен Олег Дерипаска.

«Серьезные нововведения на производстве снизу не идут. Мешают инертность, неправильные привычки и прочее. Для преодоления таких барьеров нужен лидер, это самое главное, – говорит Виханский. – Главное, чтобы сильный лидер верил в новые принципы, тогда все получается. Дерипаска настойчиво и последовательно внедряет их сверху по всем предприятиям группы, и производство преображается». Он также напоминает, что система «Кайзен» не случайно создана именно японцами из «Тойоты». Большинство производителей автомобилей в мире – полубанкроты.

Тяжелее всех американскому «Форду» (с которого, кстати, был когда-то скопирован наш автопром) – он на пороге официального банкротства из-за многолетних убытков. А «Тойота» на сегодня – одна из самых прибыльных в мире.

Теперь производственные принципы «Тойоты» будут внедряться в России. «Это применимо везде – алюминщики, сталевары, электростанции, гостиницы, парикмахерские, – везде нужна идеальная производственна система, чтобы процветать», – говорит Олег Виханский.