5 апреля в Высшей школе бизнеса МГУ стартовал курс для студентов бакалавриата, посвященный взаимосвязи бизнеса и искусства и креативности в целом. Автор курса Екатерина Самохвалова объясняет, для чего студенту школы бизнеса нужно уметь разбираться в искусстве.
— Название курса интригует. Но возникает закономерный вопрос, зачем студентам школы бизнеса изучать живопись или музыку?
В бизнесе большую роль играют креативные идеи. Как показывает практика, порой из совершенно безумных идей, лежащих за гранью рационального мышления, рождается успешный бизнес. Например, в индустрии гостеприимства сегодня можно встретить множество оригинальных отелей не только по их месторасположению, но и по футуристическому внешнему виду. Зачастую в бизнесе именно такие идеи дают свой результат.
С другой стороны, креативное, творческое мышление – это та компетенция, которая поможет человеку конкурировать с искусственным интеллектом и побеждать в схватке за рабочее место сегодня. «Искусство как бизнес. Бизнес как искусство» — это авторский курс, который объясняет происходящие процессы цифровой трансформации и фокусируется на вопросах о том, как технологии связаны с инновациями. Как компании развивают креативность своих сотрудников? Как в этом помогает искусство? Что представляет из себя искусство в эпоху искусственного интеллекта?
— В чем выражается запрос на креативность со стороны компаний сегодня?
Бизнес находится в условиях стремительных изменений. Меняется внешняя среда, а вместе с ней и бизнес, если он хочет быть релевантным. Сегодня цифровая трансформация – это драйвер конкурентоспособности. В основе цифровой культуры лежат инновации, то есть изобретение нового, собирание каких-то процессов не так, как прежде. Поэтому каждый руководитель, понимая это, встает на путь в том числе и развития креативности, изучения самих технологий и новых методов, развития креативности и у своих сотрудников. Мы видим, что компании-лидеры в области цифровой трансформации уделяют большое внимание обучению сотрудников по программам креативности и дизайн-мышления, которые сегодня необходимы для реализации инновационных стратегий. Я полностью убеждена в том, что будущее за компаниями, которые все больше будут придавать именно этому значение.
— Как искусство помогает развивать креативные способности?
Это как раз область моих научных интересов на протяжении уже нескольких лет. В своей диссертации я изучала вопрос корреляции восприятия живописи импрессионистов с уровнем креативности у людей нетворческих профессий. Эксперимент, проведенный в ходе исследования, показал существенное приращение количества предложенных креативных идей реципиентов.
Не случайно компании пытаются повысить продуктивность сотрудников через создание арт-пространств и погружение в искусство. Согласно статистике такие пространства наиболее востребованы в интернет-компаниях. Именно крупные интернет-компании, выросшие в высокотехнологичных гигантов, за годы своей эволюции подтвердили эффективность модели распределения рабочего времени, когда 20% времени выделяется на «отдых» в таком пространстве.
— Что курс может предложить тем, кто хочет развивать бизнес в сфере арт-индустрии?
На курсе мы рассмотрим конкретные кейсы. Например, Cirque du Soleil, который является одним из самых потрясающих примеров успешных коммерческих проектов в арт-сфере. Это проект, который совершил революцию в цирковом искусстве. Тут новые принципы во всем – как работает команда, как распределяются роли.
На примере фестивалей Arena di Verona Opera посмотрим, на основе каких технологий строятся современные театральные постановки. Например, почему классическая постановка «Аиды» уступает современному прочтению? Это интересный вопрос. Он лежит в области изменившихся потребностей и запросов общества. Рассмотрим, как устроены технологизированные цифровые концерты и телешоу с применением аватаров.
— Предусмотрена ли практическая часть на курсе?
Да. На протяжении курса студенты будут работать над проектом «Искусство и креативность в развитии бизнеса компании N», задача которого – изучить лучшие практики по развитию креативности в успешных компаниях.
А для тех, кто ориентируется на создание бизнеса в сфере искусства, будет интересно посмотреть, как сегодня можно использовать технологии генеративного искусства, какие проекты дают наиболее высокие результаты. Изучение принципов использования технологий для создания искусства и проектов в области искусства – это то, что привлекает молодежь сегодня.