Первый набор на программу «Бакалавр»

2003 год

 

 

Хороший менеджер и бизнесмен должен видеть возможность там, где все видят проблему.

Олег ВИХАНСКИЙ, директор Высшей школы бизнеса МГУ

 

Олег ВИХАНСКИЙ, директор Высшей школы бизнеса МГУ:

У аналитиков работает серое вещество, а у менеджеров — интуиция и сердце.

Олег Виханский — директор Высшей школы бизнеса МГУ — нового факультета Московского университета. Одновременно он является заведующим кафедрой управления производством экономического факультета МГУ.

Школа бизнеса была создана в 1989 году на базе экономического факультета, но лишь в 2001-м, когда было закончено строительство нового здания, стала самостоятельным факультетом университета. Сегодня здесь готовят по двум основным программам: МВА (мастер делового администрирования) и «магистр» по направлению «менеджмент».

А с нынешнего года начинают готовить и бакалавров. О том, что отличает новый факультет МГУ, по каким программам здесь обучают и какие цели перед собой ставят, Олег ВИ-ХАНСКИЙ рассказывает обозревателю «Известий» Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.

— Мы пытаемся соединить два начала: прикладное и академическое. Студенты сами делают выводы на основе разбора конкретных ситуаций. Это называется action, reflection, learning: действуем, осознаем, что мы сделали, и только потом теоретически обобщаем. Традиционная же методика обучения другая: сначала дается теория…

— То есть традиционная методика — дедуктивная, а у вас она — индуктивная?

— Совершенно верно. Все это распространяется и на студентов программы МВА Она рассчитана на тех, кто уже работает и делает это успешно. Массу вещей они знают лучше преподавателей. Ведь теория менеджмента — это не логическая дисциплина, придуманная яйцеголовыми учеными.

Критерий ее правильности — успех какого-то дела. Но и сама теория менеджмента очень быстро устаревает: в бизнесе всегда побеждает тот, кто делает по-другому.

— У вас в основном семинарская система обучения?

— Если говорить старым академическим языком, то да. У нас практически не читают лекций. И еще — нет понятия «слушатель». Все – студенты. Причем это может быть и генеральный директор, и президент компании… Они должны, как все студенты, выполнять домашние задания, активно работать в классе, не опаздывать…

— Бакалаврам тоже не читают лекции?

— Читают. Это другой, более академический тип образования. Хотя и там студенты должны активно работать, выполнять упражнения, решать задачи… Для людей, которые идут в бизнес, очень важно научиться коммуницировать, понимать других и добиваться, чтобы его самого поняли.

И еще — ориентироваться в ситуации. Ведь менеджмент – деятельность не столько экономическая и правовая, сколько поведенческая. Нужно не только знать и уметь, но и хотеть…

— А любого человека можно этому научить?

— Конечно. Создается конку-рентная среда, и студенты добиваются результата. Вновь набранные студенты в первые два дня про-ходят психологический тренинг. Происходит создание единой команды, снимается напряжение. Ведь без команды ничего сделать нельзя: побеждают всегда вместе.

— Сегодня «менеджмент» — модное слово: во многих вузах открываются факультеты с таким названием, которые, мягко говоря, далеки от совершенства…

— Да… (Смеется.) Знаете, кому сегодня труднее всего найти работу? Бухгалтерам, экономистам и юристам. Их — страшное перепроизводство. Но, с другой стороны, если вы спросите у руководства любой компании, в чем их главная проблема, они отвечают: «В кадрах». Поэтому, разуверившись в нашем образовании, многие посылают своих перспективных менеджеров учиться за границу. Мы стараемся эту ситуацию изменить.

— Знаю, что только что вы создали ассоциацию своих выпускников… Для чего это делается?

— Хорошая Школа бизнеса должна давать студентам три вещи: первое — связи, второе — бренд и третье — образование. Ведь хорошая школа — это мощнейший институт социально-экономических изменений в обществе.

Выпускники, разбросанные по всей стране и по миру, так или иначе могут друг с другом взаимодействовать, у них есть некое общее понимание проблем… Теперь, когда создана Ассоциация выпускников, им проще будет взаимодействовать. Создается некое сообщество. Причем они находятся в разном бизнесе в производстве, в торговле, в страховании, в банках…

— Кто у вас преподает?

—Многие дисциплины (особенно по программе МВА) у нас преподают те, кто сам успешен в бизнесе. Не может научить студентов делать большие деньги преподаватель, который сам зарабатывает двести долларов. Мы стараемся найти людей, у которых бы академическое начало сочеталось с практическим.

Среди них можно встретить и наших бизнесменов, закончивших Гарвард, и западных русскоговорящих преподавателей… Постоянный штат очень небольшой – основная масса приглашенных. У бакалавров, конечно, больше академических преподавателей.

— Чем образование, которое получают в Высшей школе бизнеса, отличается от экономического факультета МГУ?

— В отличие от экономического факультета, который в большей степени воспитывает аналитиков, мы готовим людей, способных принимать решения в условиях неопределенности и риска. В западных университетах тоже есть школы экономики, где учат развитию аналитических способностей и методологии анализа, и школы бизнеса. Это разные вещи, разный темперамент.

У аналитиков должно работать серое вещество, а у студентов школ бизнеса – интуиция и сердце… Хороший менеджер и бизнесмен должен видеть возможность там, где все видят проблему.

— Что такое Global management game?

—Есть такая глобальная игра, которая происходит в сети Интер-нет. В ней участвуют 95 команд школ бизнеса со всех континентов. Разработана она была в Школе управления университета Карнеги Меллон. У студентов – виртуальные рынки; они производят и продают часы, получают информацию.

Условный игровой цикл — два года (реально он длится год). Ребята сидят до ночи, решая, куда «вложить» деньги, в каком положении их конкуренты… В определенный день запихивают свои решения в компьютер, который быстро анализирует результаты и вы-дает свое решение. Это очень обучающая игра. Мы — единственные ее российские участники.

— У вашего факультета есть партнер — Институт комплексных стратегических исследований, который вы возглавляете…

—Да. Там сидят сильные молодые аналитики — в основном выпускники экономического факультета МГУ, Высшей школы экономики, Российской экономической школы… Высшая школа бизнеса проводит с ними совместные научные конференции.

Кроме того, вместе с Лондонской школой экономики мы проводим двухнедельные летние школы под Москвой: собираем выдающихся экономистов со всей страны (аспирантов и молодых преподавателей).

А еще раз в месяц в Школе бизнеса проходят семинары «Стратегия развития». Это дискуссионные клубы, в которых участвуют знаменитые экономисты, политики…

Мне очень важно, что на такие семинары приходят студенты. Они даже могут потом, в неформальной обстановке, подойти к любому участнику и задать свои вопросы. Там выступают представители самых разных взглядов