— Почему решили поехать на включенное обучение именно в Японию?
Сама программа включенного обучения заинтересовала меня возможностями усовершенствовать свой английский язык, улучшить навыки коммуникации, и в целом, проверить, на что я способен. Я планирую продолжить обучение в магистратуре, поэтому, для меня было важно получить такой опыт. Хотелось посмотреть, как живут и учатся студенты за рубежом, завести новые знакомства.
Я выбрал Японию, потому что эта страна всегда казалась мне необычной, интригующей: обладающей азиатским колоритом, и в то же время перенявшей многое у Запада. Мне хотелось больше узнать об этой стране и ее культуре.
— Были ли трудности при подготовке к стажировке?
Самое неприятное – это неопределенность. Я переживал, что на каком-то моменте что-то может пойти не так — не дадут визу, например. Небольшие сложности были с общежитием, но дело оказалось в технических неполадках с моей почтой. Я получил не то общежитие, которое хотел первоначально, и выбрал то, что было немного дальше от кампуса. Но условия были очень хорошие, само общежитие было рядом с парком в 5-10 минутах от набережной. Я часто ходил туда гулять, дышал чистым морским воздухом.
— Это ваша первая поездка в Японию? Что больше всего удивило?
Да, я был в Японии впервые. С первых минут меня поразили дружелюбие и вежливость японцев. Для меня было непривычно и немного неловко, что люди постоянно кланяются, но через какое-то время я тоже стал кланяться в ответ в знак уважения.
Мне кажется, что взаимоуважение – неотъемлемая черта японцев, ведь даже в час-пик в метро в условиях давки люди стараются никого не обидеть.
Также отмечу уникальную архитектуру. Меня поразило, как здания в современном стиле соседствуют со строениями 15-16 веков. Даже обилие рекламы со светодиодами не нарушает гармонию и аутентичность застройки, скорее наоборот – придает особого шарма Токио.
— Расскажите об университете, обучении, преподавателях. Быстро смогли адаптироваться к новым условиям?
Заметное отличие японской системы образования – это отсутствие строгого контроля за студентом. Такой подход требует от студента развитых навыков самоорганизации. Мне нравилось, что есть свобода действий, когда ты сам себе режиссер, но, в то же время, ты должен выполнять все вовремя и нести за это ответственность.
Я не скажу, что наши преподаватели в чем-то уступают японским. Но был поражен действительно высоким качеством кейсов и всех учебных материалов, которые выдавались студентам. Материалов для изучения было очень много, можно было выбрать по интересам. Особенно понравился курс Financial institutions and markets.
Еще одним отличием было то, что на оценку влияют только самостоятельные работы и экзамен, а работа на занятиях не учитывается, как это делается в ВШБ.
— Как проводили свободное время? Что посмотрели в Японии?
В университете я познакомился с многими студентами из Европы, Азии и Америки. Атмосфера очень дружелюбная, мы даже договорились, что лет через пять обязательно вновь соберемся в Токио, в нашем любимом месте.
Так как я жил недалеко от океана, то в свободное время любил гулять по набережной, откуда открывался прекрасный вид на Токио. Это незабываемое чувство — жить рядом с океаном.
В Токио мне удалось посмотреть дворец императора — красивейшее место, куда можно прийти на пикник со всей семьей, Акихабару – район магазинов с техникой, играми, излюбленное место коллекционеров (там мне удалось пополнить свою коллекцию дисков Playstation и Funko фигурок), Синдзюку – популярное место отдыха и развлечений, и Диснейлэнд.
Когда выдавались свободные дни, я старался путешествовать. На скоростном поезде – это сплошное удовольствие: экономия времени, комфорт и захватывающие дух пейзажи за окном. Я был в Осаке, Киото и Наре. Особенно запала в сердце Осака — очень уютный город, с небольшими домишками и атмосферой, как в мультфильме «Унесенные призраками». Если бы я мог выбирать, где жить в Японии, я бы однозначно выбрал Осаку.
— Как стажировка повлияла на вас, что нового вынесли для себя?
Я стал более организованным и ответственным, научился планировать и правильно распределять свое время. Стал более самостоятельным и отрытым новому. Мне кажется, тому, кто разобрался в токийском метро, уже ничего не страшно.
Япония подарила вдохновение, я понял, что важно для меня, чего я хочу. Также появилось несколько бизнес-идей, которые можно применить в России и Казахстане.
Это был незабываемый и очень ценный опыт. Часто вспоминаю с теплыми чувствами то, как проводили время с друзьями, добрую атмосферу.
— Что посоветуете ребятам, которые сомневаются, стоит ли ехать на стажировку?
Я считаю, что если ехать на стажировку, то лучше всего это сделать на 3 курсе, ведь на 4 курсе студенты сосредоточены на дипломной работе.
Подготовка к стажировке — достаточно трудоемкий процесс, но не стоит бояться сложностей. Ведь навыкам заполнения бюрократических документов все равно придется учиться, а со стажировкой ты получаешь и огромное количество плюсов: это знакомства с новыми людьми, новой культурой, расширение кругозора, появление новых бизнес-идей для будущего построения бизнеса.
Находясь на стажировке, советую не сидеть дома, путешествовать по стране, постоянно общаться, знакомиться с людьми, быть открытым новому.
Вообще я считаю, что обучение никогда заканчивается, и нужно стремиться использовать каждую возможность для собственного развития.